1956-ой год. Надежду Дмитриевну приглашают в недавно открывшийся Дом культуры «СОДА» в качестве художественного руководителя и хормейстера. У неё уже есть опыт работы со взрослым хором – в Педагогическом училище, которое недавно переехало в Белорецк, под её руководством почти десять лет работал хор девушек, который в 1954-ом году стал Лауреатом Республиканского конкурса. А в 1953-56-ых годах, работая по совместительству в 25-ой школе, Надежда Дмитриевна создала там свой первый детский хор. Имея за плечами два педагогических образования, и обладая прекрасными вокальными данными и организаторскими способностями в придачу к яркой харизме, она всегда была способна собрать и повести за собой людей, увлечённых хоровым пением.
Жилой район Содового завода в 40-50-ые годы назывался ещё и Краснознаменский посёлок. Благодаря стараниям и заботам директоров «Соды» это был благоустроенный район с развитой инфраструктурой. Построенный Лозбинем И.Ф. в 1954-ом году Дом культуры был настоящим домом творчества как для детей, так и для взрослых. Многочисленные кружки и спортивные секции позволяли всем выбрать занятие по душе.
Для работы хоровых коллективов здесь были созданы все условия: большой и светлый хоровой класс на третьем этаже, малый концертный зал на втором и, наконец, большой концертный зал с прекрасной акустикой на первом. Директор Дома культуры Василенко Николай Евгеньевич, со своей дружной командой подчинённых ему сотрудников, во всём поддерживал самодеятельные коллективы и их руководителей. Да и директора завода, последовательно сменявшие друг друга, — Лозбинь Иван Феофанович, Корнеев Виталий Ефимович и Кривобородов Роман Тимофеевич не только были в курсе всех проблем заводской самодеятельности, но они ещё и каждого участника знали поимённо. И всегда были готовы помочь с поездками и пошивкой костюмов.
С момента открытия, а именно с 1954 года, на протяжении двух лет, в Доме культуры под руководством Евгении Сокольской существовал ансамбль девушек и сводный цеховой хор, в репертуаре которых были в основном народные песни. «Мы даже пели на открытии Дома культуры под духовой оркестр, – смеясь, вспоминает ветеран художественной самодеятельности Батуркина Нина Андреевна. – Но когда мы узнали, что объявляется набор в настоящую хоровую капеллу, да ещё услышали, как поёт её руководитель, сразу решили, что все пойдём к Надежде Дмитриевне. Хотя и знали, что у неё придётся учиться академическому пению».
На объявление о наборе певцов в заводской хор откликнулось очень много девушек и молодых людей. Поначалу это были в основном работники завода «Сода», потому что Надежда Дмитриевна обошла все «красные уголки», и прослушала всю «цеховую самодеятельность». Но скоро это известие разошлось по содовскому посёлку, и на прослушивания в ДК стали приходить и другие молодые люди, любящие пение. Их неизменно привлекал красивый голос Надежды Дмитриевны, и её манера общения, сочетающая в себе педагогическую строгость и такт с артистичностью и открытостью. Из всей этой массы молодых любителей пения в свою капеллу Надежда Дмитриевна отобрала только самых голосистых и музыкально одарённых юношей и девушек.
На первом же организационном занятии она предупредила, что главным качеством хориста считает дисциплинированность. И пропуски занятий без уважительной причины могут стать поводом для отчисления из хора. Поскольку понятие «коллективная ответственность» в ту пору было не пустым звуком, с этим условием сразу же согласились все, и оно стало правилом номер один для всего коллектива на многие годы вперёд. Все вместе выработали и другие правила работы капеллы, а так же определились с расписанием занятий. Так как завод работал по сменам, то и заниматься решили в две смены. «Молодёжная хоровая капелла» – это красивое гордое название фигурировало во всех официальных бумагах, связанных с появлением нового коллектива. Но на заводе и в Доме культуры его по-простому называли «Хор содово-цементного комбината», а в обиходе ещё короче — «Содовский хор».
С первого же занятия, когда сентябрьским вечером около сорока молодых людей заполнили хоровой класс на третьем этаже, все сразу поняли, что сюда они пришли не просто провести время, а серьёзно учиться пению. У себя на стульях новоиспечённые хористы обнаружили нотные тетради, а стена напротив была увешана плакатами со скрипичным и басовым ключами и нотными знаками. Надежда Дмитриевна объяснила собравшимся, что петь в хоре они будут, во-первых, четырёхголосно, поэтому нужно разделиться на четыре группы по голосам; а, во-вторых, по нотам, поэтому придётся учиться петь сольфеджио. Поначалу вся музыкальная грамота казалась чем-то вроде высшей математики, но люди в хоре подобрались молодые и смекалистые, и скоро поняли, что ноты, как и звуки, движутся по ступенькам и скачками, вверх и вниз. И многие, включив рабочую сметку, умудрялись, не зная фиксированного значения нот, по их направлению следить за движением мелодии. Очень скоро коллектив стал расти в основном за счёт молодых специалистов, прибывающих на завод по направлению. Это придавало хору солидность и повышало его коллективный интеллект, облегчая процесс обучения.
Вскоре, в помощь певцам и их руководителю, в хоровом классе появился настоящий рояль, а вместе с ним и скромная обаятельная женщина, которая с этим огромным инструментом справлялась легко и красиво. Юшкевич Мария Александровна – перед самой революцией она закончила Санкт-Петербургскую консерваторию по классу фортепиано, а в Стерлитамак приехала вслед за дочерью, которая после окончания института по распределению была направлена на завод «Сода». В её лице Надежда Дмитриевна обрела с одной стороны друга и верного помощника в нотном ликбезе хористов, а с другой – пианистку, которая могла справиться с текстом любой сложности. Надежда Дмитриевна обладала от природы поставленным «оперным» меццо-сопрано, и ей давно хотелось попробовать свои силы в исполнении любимых арий, которые она выучила по записям.
Очень скоро союз таланта и мастерства породил дуэт, который покорял с первого раза. Оперное пение в ту пору было в большом почёте, оно постоянно звучало по радио и в концертах заезжих профессиональных артистов. И услышать оперную арию с клубных подмостков, в исполнении знакомых людей, да ещё «прямо как на пластинке» – было невероятным событием. «Романс Полины» П. Чайковского из «Пиковой дамы», «Ария Любаши» Н. Римского-Корсакова из «Царской невесты», «Ариозо Ольги» из «Евгения Онегина» П. Чайковского, «Хабанера» из оперы Бизе «Кармен» и многое другое в их исполнении на всех концертах встречалось шквалом аплодисментов. А на «бис» у дуэта Курбатова-Юшкевич всегда был в запасе целый арсенал романсов и народных песен.
Пример своего руководителя очень быстро подхватили и другие хористы с хорошими вокальными данными. А их было немало. Скоро при капелле образовалась целая группа солистов. Среди них были такие, которые пытались подражать известным певцам. Так в хоре появился «Козловский», который удачно солировал в русских народных песнях «Колокольчик» и «Степь да степь кругом». Но были и самородки. Среди них выделялся Юрий Куличенко, обладатель красивого и сильного баритона с звучными верхами. На всех городских праздничных концертах он запевал хору в патриотических песнях, а коронными сольными его номерами были знаменитая «Ария мистера Икса» из оперетты Имре Кальмана, «Эпиталама Виндекса» из оперы А. Рубинштейна «Нерон», Романсы П. Чайковского и современные лирические песни. Когда-то у Юрия Ивановича была возможность учиться профессиональному вокалу в консерватории, но ему пришлось избрать пение в самодеятельности и работу на заводе, так как после смерти родителей у него на руках осталась маленькая сестрёнка.
С самого юного возраста пела в самодеятельности Нина Батуркина (в девичестве Сёмочкина). Её объёмный, насыщенный обертонами «народный» голос мог бы сделать ей вокальную карьеру. А незаурядные музыкальные данные позволили бы Нине Андреевне состояться и хорошим хормейстером. Она закончила трёхмесячные курсы при Уфимском музыкальном училище, и её готовы были взять на учёбу без экзаменов. Но в то время у неё не оказалось поддержки семьи. Пение, вокал в послевоенные годы редко рассматривались как возможная профессия.
Однако, позанимавшись в хоре под руководством такого талантливого музыканта, как Курбатова Надежда Дмитриевна, некоторые всё же были готовы рискнуть и посвятить себя этой трудной и редкой профессии. Первым взял на себя такую смелость Талгат Сагитов. О его сильном и «густом» басе на заводе слагались целые легенды. Очевидцы рассказывали: «В цехе такой шум был, что стоящие рядом друг друга не слышали, а он пел, и его слышал весь цех!» Он поступил в Уфимское училище искусств на вокальное отделение и, ещё не закончив его, уже пел в Башкирском оперном театре. Под стать ему был и Владимир Хазов, обладатель сильного, красивой тембральной окраски баса. Он тоже получил впоследствии музыкальное образование и пел в опере в одном из российских театров. Вслед за ними получили вокальное образование и успешно состоялись в профессии Любовь Жмакина и Надежда Мальцева (Ващенко).
Имея в хоре такой потенциал и видя то рвение, с которым молодые люди осваивали азы нотной грамоты и вокала, Надежда Дмитриевна неожиданно озадачила всех смелым планом – а что, если принять участие в Республиканском хоровом конкурсе, который должен состояться весной в Уфе. И не просто так, а с целью победить знаменитый хор Дворца культуры Моторостроителей. Время тогда было дерзновенное, цели ставились большие, объём предстоящей работы никого не смущал. И подготовка началась: дополнительные и индивидуальные занятия, сводные репетиции – всё это вперемешку с поездками по соседним сёлам и городам, в составе агитационных и концертных бригад. Не забывался и родной Дом культуры, где «Молодёжная хоровая капелла» и её солисты были украшением всех праздничных концертов.
Постепенно, от концерта к концерту, складывался и репертуар капеллы, который традиционно состоял из патриотических и народных песен, а так же из популярных классических хоровых произведений. Особенно любимыми хористами и публикой стали «Летите, голуби» И. Дунаевского, «Если бы парни всей земли» В. Соловьёва-Седого», «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Зимняя дорога» Г. Свиридова, «Улетай на крыльях ветра» А. Бородина, «Девицы-красавицы» П. Чайковского, Вальс «Берёзка» Е. Дрейзена и «Славься» М. Глинки.
Между тем время конкурса приближалось. Дошивались концертные костюмы, с особой тщательностью проучивались а*капельные произведения, к которым у жюри, как предупреждала Надежда Дмитриевна, было всегда особое внимание. Для поездки в Уфу директор завода Корнеев Виталий Ефимович выделил два больших автобуса и всех певцов на два дня освободил от работы. Целую неделю певцам категорически было запрещено употребление мороженого, пива и семечек. Репетировали каждый день. Настроение у всех было боевое, всем была нужна только победа!
В Уфу ехали в самый разгар весны. Подснежники и ландыши скромно выглядывали из лесной придорожной чащи. Но было не до них. Половину дороги все берегли связки и даже не разговаривали, но, когда подъезжали к Уфе, по команде своего хормейстера стали потихоньку распеваться с закрытым ртом. Из своего пока небогатого конкурсного опыта Надежда Дмитриевна знала, что в Уфе у них вряд ли будут хорошие условия для распевания. А о том, чтобы попробовать акустику сцены, не приходилось даже мечтать. Поэтому она сразу предупредила своих певцов, чтобы они были ко всему готовы и ничему не удивлялись.
Но провинциальных «артистов» впечатляло всё – и размеры Дворца моторостроителей, и высокомерие его хозяев-хористов, сверху вниз поглядывающих на всех приезжих, и даже то, что на сцене действительно порепетировать так и не пришлось. Когда хористы переоделись в свои новые красивые костюмы, артисты в них проснулись окончательно, и настроение поднялось. «Содовский хор» по жребию выступал предпоследним, и поэтому своих соперников удалось послушать почти всех. Особенно понравился всем хор моторостроителей.
Однако Надежду Дмитриевну он разочаровал: форсированный звук и нечистая а*капелла. А значит, можно побороться! Её настрой быстро передался коллективу, и на станки все поднимались с видом почти победителей. А когда на сцену вслед за Марией Александровной вышла Надежда Дмитриевна и, раскланявшись с публикой, повернулась к хористам и призывным жестом подняла руки, внимание каждого целиком сосредоточилось на выразительных руках и ободряющем взгляде своего руководителя.
Всё выступление хора проходило при бурной поддержке доброжелательной публики и при полном внимании авторитетной комиссии, которая к концу конкурса заметно устала, но воспрянула духом, услышав чистое, тщательно выстроенное по партиям пение никому не известного хора из Стерлитамака. По мере его выступления становилось всё более понятным, что появился серьёзный конкурент знаменитым уфимским коллективам. Решение комиссии никого не удивило, и очень обрадовало гостей из Стерлитамака – 1-ое место и звание Лауреата Республиканского хорового конкурса увозила с собой «Молодёжная хоровая капелла».
1957-ой год для капеллы был знаменателен и другим событием – Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве проходил при большом стечении участников художественной самодеятельности. От Стерлитамака была представлена целая делегация, добрую часть которой составляли певцы из капеллы во главе с Надеждой Дмитриевной. Вся поездка прошла как бы на одном дыхании, по-молодёжному шумно и весело. Много пели, общались с иностранными делегациями, в воздухе витал ветер перемен.
Активным участникам художественной самодеятельности, а особенно солистам, на заводе всегда оказывалось особое внимание. Им предоставлялся отпуск в удобное время, они получали льготные путёвки в санаторий, при необходимости освобождались с работы на время гастрольных поездок. Но и со своей стороны они всегда были готовы к самым дальним и трудным поездкам и к выступлениям под открытым небом. Для таких случаев был заготовлен специальный репертуар, в основном народный, где центральной фигурой был баянист-виртуоз Садовский Александр Ильич. Универсальный музыкант, он всегда одинаково умело мог поддержать неопытного певца, блеснуть сольными проходами или оттенить мастерское исполнение ведущего солиста. Дуэты и квартеты, частушки и популярная лирика, исполнение полюбившихся хоровых произведений, выступления солистов стали в те годы любимы и ожидаемы, как в близлежащих городах и сёлах, так и в дальних уголках Республики.
Когда же выдавалась возможность выступить в концертном зале с хорошей акустикой, Надежда Дмитриевна обязательно выставляла сочинения хоровой и сольной классики под рояльный аккомпанемент Марии Александровны, а так же народные песни в а*капельном изложении. И тогда, кроме хора и солистов, на сцене появлялся эффектный женский ансамбль со своим руководителем в центре, в красивых длинных тёмно-синих шёлковых платьях, украшенных белым цветком. Их чарующее пение было звуковым продолжением этого визуального впечатления гармонии, стройности и красоты. В репертуаре ансамбля преобладала советская лирика из популярных кинофильмов, а так же классика и народная а*капелла.
На снимке 1960 года: (справа на лево) 1. Сёмочкина Надежда. 2. Батуркина Нина. 3. Иксанова Зоя. 4. Касьянова Нина. 5. Курбатова Н.Д. 6. Гаршина Эмма. 7. Барышникова Зина. 8. Калашникова Нина. 9. Поликарпова Нина.
К 60-ым годам мастерство капеллы настолько выросло, что она стала практически непобедимой на всех хоровых и вокальных конкурсах в своей категории. А по количеству концертов, данных хором, ансамблями и солистами, она была абсолютной чемпионкой города. Поэтому Надежда Дмитриевна, с благословения руководства завода и при поддержке администрации Дома культуры, решила выдвинуть свой коллектив на звание «Народный». Защита этого звания проходила весной 1963-его года и была первой в городе. Большой зал родного Дома культуры был полон, желающих поддержать свой, «Содовский», хор было больше, чем мог вместить этот самый большой зал Стерлитамака. Комиссия из Уфы под председательством Фоменкова Михаила Петровича внимательно выслушала всю программу, представленную хором, солистами и вокальными ансамблями, и оценила их выступления самыми высокими баллами. После недолгого обсуждения «при закрытых дверях» Михаил Петрович обнародовал решение комиссии о присвоении коллективу звания «Народной хоровой капеллы».
С 61-го годы Надежда Дмитриевна параллельно с работой в Доме культуры выполняла обязанности директора музыкальной школы. Будучи на этом посту, она добилась строительства нового, отвечающего современным требованиям, здания школы, которое в 1963-ем году появилось на улице Тукаева, рядом с Домом культуры. Ей так же удалось создать костяк педагогического коллектива школы и наладить в ней учебный процесс. Все эти последние успехи привлекли к ней внимание Министерства культуры Башкирии, и Надежде Дмитриевне, первой в городе, в 1964-ом году было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры БАССР».
«Ноу хау» новой музыкальной школы было в том, что в ней было открыто вечернее отделение для взрослых, и сразу несколько певцов из капеллы, решивших посвятить себя музыке, поступили туда на учёбу. Впоследствии своё образование они продолжили в музыкальных училищах Салавата, Уфы или Стерлитамака на хоровом или теоретическом отделении, пополнив вскоре ряды музыкальных специалистов города.
1966-ой год принёс с собой новые перемены: Городская администрация высоко оценила организаторские и творческие способности Надежды Дмитриевны и, освободив её от должности директора школы, назначила Заведующей Отделом культуры исполкома Стерлитамакского городского Совета народных депутатов. Однако, работать в Доме культуры с «Народной хоровой капеллой» и студией «Жаворонок», которая в 65-66 годах только начала входить в силу, ей пока было разрешено. До неё культурой города руководил бывший пожарник Грищенко, который был явно не на месте, и оставил после себя только кучу проблем, которые нужно было срочно решать.
Этот огромный воз труда и ответственности, который Надежда Дмитриевна взвалила на себя, она тянула до 69-го года, к тому же в придачу к большой общественной работе: она была председателем Стерлитамакского отделения хорового общества, при Доме культуры «Сода» вела «Семинар для преподавателей пения и руководителей хоровых студий» и возглавляла «Университет культуры и музыкальных знаний». А в 1969-ом году Башкирское хоровое общество поручило ей помочь с открытием в городе хоровой студи. Отказаться от выполнения поручения было невозможно.
И всё же без творческой работы, без пения, Надежда Дмитриевна своей жизни не представляла. «Народная хоровая капелла», в которую была вложена слишком большая часть её души, всё это время продолжала жить. Её состав кардинально не менялся, хотя были и случайные люди, которые приходили и уходили. Но традиции, заложенные с самого рождения капеллы, оставались неизменными. Одной из таких традиций стала совместная встреча Нового года в стенах Дома культуры. Тот, кто смотрел «Карнавальную ночь» может в какой-то степени представить, как это происходило.
Традиционными стали рождения семейных пар внутри коллектива. Обряды бракосочетания часто проходили в родном Доме культуры. Там же игрались и свадьбы, шумно и весело. Матюшины, Кутулины, Магазейщиковы, Дрёмины, Куличенко, Латыповы, Батуркины – союзы этих людей с годами только крепли и ни один из них не распался. Дружили семьями, поддерживая друг друга в трудные времена.
1967-ой год стал ещё одной вехой в истории капеллы. Всероссийское хоровое общество объявило о проведении Всероссийского конкурса хоровых коллективов. В нём могли принимать участие только победители краевых и Республиканских конкурсов или фестивалей. Специальная комиссия ездила по городам, где были такие коллективы. Прибыла она и в Стерлитамак. По итогам прослушивания «Народная хоровая капелла» стала Лауреатом Всероссийского конкурса хоровых коллективов.
Концертная жизнь капеллы шла своим привычным ходом, но иногда превращалась в событие. Так в 1968-ом году в городах Стерлитамаке, Ишимбае и Салавате прозвучала «Патетическая оратория» Г. Свиридова на слова В. Маяковского в исполнении трёх хоров – Салаватского музыкального училища, хора Стерлитамакского культпросвет училища и «Народной хоровой капеллы» ДК «Сода». Дирижировать приехал из Уфы Фоменков Михаил Петрович, а партию баса исполнил солист Башкирского оперного театра Борис Торик.
Второе исполнение этой оратории состоялось в Стерлитамаке в 1970-ом. Но теперь дирижировал Тагир Сайфуллин. Он привёз свой знаменитый Башкирский академический хор, и с ним пела только «Народная хоровая капелла». Партию баса как и прежде исполнял Борис Торик, а партию меццо-сопрано в пятом номере «Я знаю, город будет» – Курбатова Надежда Дмитриевна. Исполнение оратории проходило в большом зале родного Дома культуры. На посёлке исполнительницу хорошо знали и любили, поэтому не удивительно, что на момент представления зал был переполнен. Успех этого исполнения был ошеломительным – и хоры и солисты были на высоте!
В начале 70-х годов городское руководство запретило Надежде Дмитриевне совмещать работу в исполкоме с работой в «Жаворонке» и в капелле. На какое-то время ей пришлось расстаться с этими двумя коллективами, но потом она поняла, что так продолжаться не может, отказалась от должности в Отделе культуры и попыталась вернуться в коллективы. Но там уже появились другие люди, которые её возвращению были не рады. Тем временем все эти метания и перемещения показали, что с её уходом из Отдела вся налаженная ею работа развалилась всего за один месяц! Чтобы спасти положение, её попросили вернуться в Отдел, с разрешением работать с «Жаворонком».
А капелла уже раскололась надвое: одна часть влилась в новообразованный хор «Родина» при Дворце культуры СК, другая, в основном содовики, осталась в родном ДК, где хор под названием «Народная хоровая капелла» много лет переходил из рук в руки.
И, наконец, в 1973-ем году, передав «Жаворонок» своим коллегам, Надежда Дмитриевна взяла на себя руководство созданной ею студии «Звонкие голоса» при хоровом обществе Башкирии.