История Жаворонка

<редактирование>

  —  « Когда родился Жаворонок?» 

  На этот вопрос Курбатова Надежда Дмитриевна  сама коротко ответила в своём  «Дневнике детской хоровой студии «Жаворонок»» в 1969 году: 

–  «В сентябре 1965 года».

  Сразу надо сказать, что рождение студии было не совсем обычным. Часто появление студии «Жаворонок» в ДК «Сода» объясняют как простое соединение уже существующих двух хоров Надежды Дмитриевны – хора девочек и хора мальчиков. Но следует принять во внимание, что хоровая студия – это ведь не только хор. В ней дети  осваивают  так же игру на музыкальных инструментах, проходят музыкальную теорию и сольфеджио. Всё как в музыкальной школе. Однако всем известно, что в 60-ые годы в городе был большой дефицит музыкальных педагогических кадров. Их едва хватало на музыкальную школу, директором которой и была тогда Курбатова Надежда Дмитриевна. Каким же образом ей удалось тогда найти  преподавателей для  120 учеников студии?

            Так случилось, что судьбы музыкальной школы № 1 и студии «Жаворонок» в середине 60-х годов так счастливо переплелись, что прежде, чем ответить на этот вопрос, я предлагаю  пролистать одну из славных страниц музыкальной школы.

         1961 год. Директором единственной тогда в городе музыкальной школы была назначена Курбатова Надежда Дмитриевна. Она застала школу в плачевном состоянии.  Инструменты катастрофически быстро приходили в негодность оттого, что приходилось постоянно переезжать из одного ветхого и холодного помещения в другое. Школе срочно нужен был свой собственный дом, просторный, светлый и тёплый. За помощью она обратилась к директору Содово-цементного комбината Корнееву Виталию Ефимовичу. В музыкальной школе учились его дети, поэтому о её проблемах он хорошо знал. В смету комбината на текущую пятилетку было заложено строительство школы рабочей молодёжи, и к её названию оставалось только добавить слово «музыкальная» и приступить к строительству. 

            Так, в 1963 году на Тукаева 27б появилось двухэтажное здание, из окон которого с раннего утра и до позднего вечера слышалось звучание разноголосых музыкальных инструментов. А хозяевами этого здания стали как взрослые, так и совсем юные музыканты.  И им всем нужны были преподаватели по нескольким предметам. Но единственное в Башкирии Училище искусств с их подготовкой справляться не успевало. Оставалось рассчитывать на «старую гвардию», тех музыкантов, которых занесло к нам «попутным» послевоенным ветром из разных городов страны. Это были хорошие музыканты, но их было мало, и в любой момент они могли уехать. Чтобы удержать ценных специалистов в городе, Надежда Дмитриевна обивала пороги различных ведомств, убеждая чиновников выделить им жильё. Постепенно стал складываться сплочённый коллектив увлечённых своей профессией музыкантов: Шмидт Александр Александрович, скрипач из Поволжья; Шапп Тамара Эдуардовна, пианистка из Москвы; Сиамиди Мария Аристидовпа, пианистка из Феодосии; пианисты Струве Георгий Георгиевич и Зевина Розалия Захаровна. И следующее поколение: Никипелова Регина Геронимовна, пианистка из Латвии; Беляев Владимир Сергеевич, пианист и Беляева Евгения Вадимовна, хормейстер из Салавата; Автина Майя Леонтьевна, баянистка с берегов Волги; баянисты Акшенцевы, Галина Александровна и Сергей Алексеевич; теоретики Зуйко Инна Васильевна, Сумарокова Алла Ивановна и Бутенко Юлия Григорьевна.

        Вот на их то поддержку  и рассчитывала Надежда Дмитриевна,   когда у неё возникла мысль о создании в Доме культуры хоровой студии по примеру столичных. Она решила объединить усилия творческого коллектива музыкальной школы и возможности ДК «Сода». Ведь немаловажной была и финансовая составляющая, в которую входили зарплата педагогов, перепланировка помещений ДК, пошив костюмов, поездки на конкурсы и т. д. И эту ношу мог взвалить на себя только завод «Сода».

    В Москве, усилиями Всероссийского хорового общества, уже начали открываться такие студии. В одну из них, студию «Пионерия» в городе Москва, Надежда Дмитриевна и поехала, предварительно списавшись с её руководителем Георгием Александровичем Струве. Хормейстер от Бога, пропагандист хорового искусства, человек, влюблённый в свою профессию, Георгий Александрович радушно встретил гостью из Башкирии и щедро поделился с ней всеми секретами организации хоровой студии, а так же своими методическими наработками. По приезде в Стерлитамак Надежда Дмитриевна, переполненная впечатлениями от увиденного в Москве, была очень убедительна в разговоре с  директором ДК Василенко Н.Е. Дальше всё пошло по инстанции. Администрация Содово-цементного комбината, который тогда был крупнейшим в Союзе, согласилась взять на себя финансирование студии. Дело было новое, и потягаться в нём с самой Москвой казалось интересным и перспективным. Да и руководитель студии был подходящий –  авторитетный хормейстер и талантливый организатор.

        Получив благословение администрации завода, и заручившись поддержкой детского сектора ДК Чумаченко Валентины Афанасьевны с одной стороны и коллектива преподавателей музыкальной школы – с другой, Надежда Дмитриевна приступила к набору в студию детей с хорошими музыкальными и вокальными данными. Конечно же, какую-то часть её нового хорового коллектива составили юные певцы из хора мальчиков и хора девочек. Но и других желающих пройти отбор в новоиспечённую студию было очень много. Одних прослушивали в школах, другие сами приходили в ДК. По воспоминаниям бывших студийцев очередь на прослушивание выстраивалась по лестнице на все три этажа Дома культуры. Скорее всего подоплёка такого ажиотажа  была в том, что в музыкальную школу тогда было не попасть, а студия являлась  как бы аналогом музыкальной школы. Такой широкий охват детей занятиями музыкой был по душе Надежде Дмитриевне, которую всегда тяготил суровый отсев детей, желающих учиться в музыкальной школе.

           В процессе набора Надежда Дмитриевна много работала с родителями: проводила собрания, разговаривала отдельно с каждым, объясняя важность обучения пению. Но понимала, что пока хор не запоёт и не покажет себя, целью родителей по-прежнему будет обучение детей игре на инструменте. Процесс же формирования поющего концертного хора был длительным, многоэтапным, и при обычных темпах понадобилось бы года три или даже четыре, пока малыши подрастут и запоют в полную силу.

          Чтобы ускорить процесс формирования хорового коллектива и скорее приступить к делу, Надежда Дмитриевна подключила к концертному студийному хору свой старший хор музыкальной школы.    С другой стороны, особо талантливые дети из нового набора студии на инструмент стали ходить к опытным педагогам музыкальной школы, а на хор в ДК «Сода». Эта ситуация была взаимовыгодной: школа, обладающая квалифицированными педагогами инструменталистами, пополнялась талантливыми учениками, а  студийный хор сразу, не дожидаясь, когда подрастут новички, был укомплектован обученными певцами.  Таким образом уже в 1966-ом году концертный хор студии, поющий трёх и даже четырёхголосные произведения, составлял 119 человек.

         И что совершенно невероятно – 60 из них были мальчики! По примеру Георгия Александровича Струве Надежда Дмитриевна  сохранила отдельно хор мальчиков, и специально занималась развитием их слуха через игру на скрипке под руководством преподавателя школы Шмидта Александра Александровича. И когда в 1967 году она повезла свою малолетнюю гвардию в Минск, на Всероссийский фестиваль детского самодеятельного искусства, её небольшой по составу хор мальчиков поразил всех хрустальной чистотой звучания. Добросоцкий Володя, Тарасов Маркел, Прохоров Сергей, Плотников Сергей, Асадуллин Рим, Алёхин Сергей, Мальцев Юра, Бураков Витя, Цепкало Сергей, Зайцев Володя, Кривобородов Юра –  эта горстка поющих малышей заработала в Минске Диплом жюри смотра и Почётную грамоту ГК ВЛКСМ Белоруссии. Кроме того мальчишки привезли домой массу впечатлений от посещения Брестской крепости, а Надежда Дмитриевна — целый набор забавных историй, приключившихся в длительном путешествии с непоседливыми и любознательными певцами.

          Таким образом, всего за один год был создан полноценный детский хоровой коллектив с большим и интересным репертуаром. Самым любимым произведением хористов была песня М. Глинки «Жаворонок», которую обычно пели напоследок. «Наверное, именно поэтому, – вспоминает Ольга Ивановна Воронова, – у Надежды Дмитриевны возникла мысль дать хору имя «Жаворонок»». И уже в первый год своего существования он был награждён «Почётной грамотой» на Смотре детских хоровых коллективов, а на второй год там же получил Диплом.

           В 1965-67 годах с младшим хором работали: Л.Г. Муллоянова, Р.А. Воронина, Кутулин В.Я., Струве С.Г. Со старшим – Н.Д. Курбатова, Л.Г. Тухватуллина. Концертмейстерами младшего хора в разное время были: В.И. Ведешкина, С.Г. Струве, Л.Н. Лобанова.  Старшему хору аккомпанировал Г.Г. Струве.

          Тем временем подрастала смена – ступенчатость студийной структуры способствовала поэтапному отбору в концертный хор самых подготовленных и способных детей. Новичков было много, а репертуар усложнялся.

           Одним из самых эффективных и безболезненных методов ускорения процесса выучивания непростых хоровых партитур стали поездки в летние пионерские лагеря, задуманные Надеждой Дмитриевной с одной стороны с целью дать возможность детям отдохнуть, с другой – хотя бы вчерне выучить намеченную на год программу. Первая такая поездка была осуществлена в 1968-ом году. В живописном месте Гафурийского района, где расположилась деревня Янгискаин, летом пустовала школа-интернат. Туда-то и направилась поющая команда «Жаворонок» в сопровождении своих педагогов и воспитателей. Кроме них в процессии участвовали конюх, охранник, начальник лагеря, физрук, хозяйка, бухгалтер и работники кухни.

           Как и во всех пионерских лагерях режим здесь был основой  дисциплины, без которой не успеть переделать всё намеченное. В 8.00 подъём, зарядка, завтрак, а уже в 9.30 первое занятие хора. С 12.00 –  свободное время, обед и тихий час. Затем прогулки, купание, а с 17.30 до 19.00 занятия на инструменте, зачёт по партиям, читка нот  двухголосного сольфеджио. Для этого были привезены с собой 11 фортепиано. Баяны ребята взяли с собой сами. Так, между футболом,  купанием и походами, хор за лето выучил около 20 произведений. Дети подросли  и  загорели на радость своим родителям, а заодно подготовили, пусть и вчерне, почти всю хоровую и инструментальную программу на целый учебный год вперёд. 

           Вторая такая же поездка была предпринята год спустя, в июле и августе 1969-го года. В две смены отдохнули 238 певцов из среднего и старшего хора. С ними  удалось выучить 25 хоровых произведений. «Хор поёт уверенно и выразительно, добились чистого звучания, у ребят хорошая читка нот с листа», – делает запись в своём дневнике Курбатова Н.Д. Но на этот раз с погодой не повезло: частые дожди не давали гулять, купаться, загорать и играть в футбол. Из-за размытых дорог были проблемы с доставкой продуктов и приездом родителей. Как-то целых 10 дней не было света, и холодильники не работали. А в день закрытия пошёл такой дождь, что пришлось отменить прощальный костёр. Однако, дети и их преподаватели стойко переносили все невзгоды, морально поддерживая друг друга. Даже концерты удавалось не отменять. 

              Команда педагогов в этот год подобралась как никогда профессиональная, хотя и молодая. Пройдёт совсем  немного времени, и их имена впишутся в славную историю музыкальной педагогики нашего города. Подумать только! Хормейстерами были Курбатова Н.Д., Тухватуллина Л.Г. и Землякова И.И. Концертмейстером – Менжелевская Татьяна, тогда только закончившая музыкальную школу, но очень техничная и хорошо читающая ноты с листа. И целая плеяда преподавателей фортепиано и баяна, в основном из ДМШ №1: Коченкова Л.В., Абдрахманова А.Б., Иванова Т.А., Жмакина Л.И., Беляев В.С., Автина М.Л. Среди воспитателей были так же известные в городе педагоги: Соболева З.Д., Курбатов А.Г. и Сумарокова А.И.

             1969 год был знаменателен и другими событиями. Так в январе, в составе 75 детей, концертный хор стал участником декады Башкирского искусства и литературы в Ленинграде. Поездка была интересной и даже содержательной. По приезде домой дети с восторгом рассказывали об экскурсиях в Эрмитаж, Петергоф, Петропаловскую крепость и на крейсер «Аврора».

            На обратном пути они побывали в Москве, в мавзолее и на ВДНХ. Но самое яркое впечатление у детей оставило их собственное выступление в большом, современной архитектуры Октябрьском зале Ленинграда, где они пели башкирскую народную песню «Салават», «Дорогу журавлиную» Т. Попатенко, «Попляши, кума» Т.Кримова и «Пионерскую клятву» Н. Сабитова.

           А уже в марте Жаворонкам предстояло выступление на правительственном концерте в честь 50-летия Республики в г. Уфе.

120 студийцев с комфортом заселились в Уфимском Доме отдыха, откуда каждый день их возили на репетиции в оперный театр. Песню Н. Сабитова «Пионерская клятва» они знали давно и пели прекрасно. Но массу времени отнимали ежедневные прогоны при огромном скоплении людей. Из-за всей этой муштры и неразберихи дети сильно нервничали, им всё надоело, они хотели домой, кто поменьше — плакали. Их руководители тоже что называется «падали с ног».  Но всему бывает конец. И вот этот концерт прошёл! Всё получилось на славу, и у Жаворонка, и у других участников концерта. Наконец-то домой! И тут неожиданно всем сообщают новость: в апреле 50 лучших студийцев поедут отдыхать во Всероссийский пионерский лагерь «Орлёнок». Но дети так устали, что никто не радуется, все хотят домой. Однако, когда Надежда Дмитриевна стала зачитывать список тех, кто поедет на море в этот легендарный лагерь, стояла полная тишина – каждый надеялся услышать своё имя. 

           Отдых на море, длившийся с 16 апреля по 3 июня, получился на славу. Были довольны и дети, и преподаватели. «Жаворонок» оказался в дружине «Стремительная», куда вошли  студии «Пионерская»(г. Железнодорожный), «Весна» (г. Москва), «Школьные годы» (г Омск), «Тополёк» (Хабаровск), «Искра» (Ленинград), студия из Архангельска и Ставропольского края. Общительные Жаворонки нашли себе много новых друзей. И даже творческая встреча с композиторами Р. Бойко и Т. Попатенко перешла в дружеское общение. Хормейстеров же особенно вдохновляли творческие встречи с руководителем семинара Г. А. Струве и с главным хормейстером  Московской студии «Весна» А.С. Пономаревым. Возникшие с ними дружеские и творческие  отношения Надежда Дмитриевна поддерживала и в дальнейшем, когда руководила студией «Звонкие голоса». 

            Май 1970 года. Закончился пятый учебный год «Жаворонка». Теперь в его концертном хоре 124 человека, и ему присвоено звание «Народный». Это произошло 14 мая после выступления на Республиканском смотре хоров, посвящённом 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, где  «Жаворонок» был награждён дипломом 1-ой степени и получил статус Народного. Большую роль в такой высокой оценке студии сыграло в том числе и огромное количество концертов, данных хором за этот сезон: 25 – концертным составом и 14 – кандидатским. 

           А 23 мая произошло ещё одно знаменательное и долгожданное событие: наш город посетил руководитель Академического башкирского хора Сайфуллин Тагир Сергеевич. Он возглавил целую комиссию авторитетных хормейстеров Башкирии, чтобы принять у Надежды Дмитриевны и «Жаворонка» выпускной экзамен за Уфимское училище искусств. Оценка маститого хормейстера, по прошествии их выступления, была сформулирована очень кратко: «Друзья мои! Сегодня мы присутствовали не на экзамене, а на концерте большого мастера!» Реакция Надежды Дмитриевны на эту «речь» отразилась в её дневнике таким образом: «Его оценка сыграла большую роль в кругах хормейстеров г. Уфы. Но это накладывает ещё большую ответственность. Необходимо подумать о репертуаре на будущее. Улучшить преподавание сольфеджио». Это всегда и было главным её девизом – ни дня на лаврах! Потому что пределов совершенства  в музыкантской работе Надежда Дмитриевна не видела.

         И снова лето, пора отдыха. А это значит – снова музыкальный лагерь, где вперемежку с грандиозными творческими планами маячат бесконечные хозяйственные проблемы. Но в этом году всё будет по-другому. Профсоюз «Соды», в ознаменование больших успехов «Жаворонка», наградил 90 детей студии путёвками в Стерлитамакский Дом отдыха на 36 дней. «… из них 30 дней работы хора. Необходимо подготовить 10-12 новых хоровых произведений» – строит свои планы на лето Надежда Дмитриевна. 

          Но из намеченной программы удалось выучить только 9 произведений, так как в концертный состав влилось много новеньких певцов из кандидатского хора, и пришлось одновременно с выучиванием нового репертуара заниматься отработкой старой концертной программы. Удалось дать 4 концерта: 3 для отдыхающих, а один в ДК СЦК для Латино-американской делегации, от встречи с которой у ребят остались самые хорошие воспоминания.

         Да и сам отдых прошёл без особых хлопот и при хорошей погоде. Ребята много купались и загорали, ходили в походы, ездили на экскурсии. Шеф-поваром столовой был замечательный мастер своего дела. Во время каждого обеда он обходил в зале своих клиентов, расспрашивая, вкусно ли приготовлено.

         Мальчиков огорчало, что негде было играть в футбол, но зато по вечерам на танцплощадке проводилось разучивание современных бальных танцев, в которых к концу смены все певцы заметно преуспели.

         Из Дома отдыха вернулись 5 августа, и уже 15 августа – выступление с большой программой на городском «Празднике песни».

         А 21 августа дружный «Жаворонок» встречал шесть своих товарищей, вернувшихся из ГДР. Вот они, эти счастливцы: Канаев Андрей, Дубашин Володя, Быкова Людмила, Смагина Екатерина, Балянова Татьяна. Ребята отдохнули в пионерском лагере округа Галле, который в то время был побратимом БАССР.

        Первая половина 1970-71 учебного года прошла в отработке  репертуара, выученного летом. Тормозили работу те, кого летом в лагере не было. Поэтому и концертов удалось дать не так много. Но зато второе полугодие оказалось насыщенным разными событиями.

        С 29 по 31 января 1971 года Стерлитамакское хоровое общество принимало у себя Республиканский семинар руководителей детских хоровых коллективов. Откликнулись хормейстеры из гг Уфы, Салавата, Сибая, Нефтекамска, Приютово.  Стерлитамак принимал гостей в ДМШ №1, в школе-интернате №2, в детском музыкальном клубе и в студии «Жаворонок». Там проводили открытые уроки Беляева Е.В., Каримов Р.Ш., Кустова А.И., Землякова И.И. и Тухватуллина Л.Г. Обсуждались важные для всех хормейстеров темы: особенности развития детского голоса, подбор репертуара,  переложения музыкальных произведений для детского хора.

          Апофеозом этого слёта стала творческая встреча детских хоровых коллективов,  заполнивших в самом конце января весь большой зал ДК «Сода».

         С концертной программой выступили хоры ДМШ №1, школы-интернат № 2 и старший хор студии «Жаворонок». По завершении семинара все говорили о необходимости постоянного творческого содружества хормейстеров Башкирии.

         Весной, как всегда, подошло время конкурсов. В конце марта «Жаворонок» благополучно выступил на отборочном городском конкурсе, и уже 4 апреля в Уфе в ДК РТИ на Республиканском конкурсе детских хоров пел программу в двух отделениях.

           1 отделение:

1. Ю. Локтев.  О самом дорогом.                                 8 баллов

2. Рус. нар. песня. Ай, во поле липонька.                   8,1 балл

3. Ш. Ибрагимов. Дождик.                                                 8,4

4. И.Галкин. Куда б ни шёл, ни ехал ты.                         8,3

5. В. Калинников. Жаворонок.                                          8,7

6. Ю. Чичков. Сибирская быль.                                    8,6

7. В. Моцарт. Откуда приятный и нежный сей звон. 8,4

           2 отделение:

1. Т. Попатенко. Горсточка русской земли.                 8,2

2. Орландо Лассо. Эхо.                                                 8,9

3. А. Даргомыжский. Сосна.                                        8,2

4. Русская народная песня. Блоха.                               8,4

5. Русская народная песня. Повянь, повянь, бурь

                                               погодушка.                       9,3

6. К. Рахимов. На берегу Дёмы.                                        9,8

7.П. Чайковский. Соловушка.                                       8,8

8. В. Мурадели. Бухенвальдский набат.                       8,7

            Дирижировала Тухватуллина Л.Г.

            Хор награждён Дипломом 1-ой степени и признан единогласно лучшим в Башкирии. В обсуждениях отмечена лёгкость пения, хороший ансамбль, чистота интонации.

           1972-73 учебный год обещал быть успешным и богатым на выступления. На данный момент в студии уже было 170 учеников, это три хора – старший, средний и младший. Но не было кандидатского, и это волновало Надежду Дмитриевну. Количество выпускников с каждым годом росло, а достойной замены не было. К тому же после первой четверти пришлось провести реорганизацию концертного хора, так как в нём оказалась группа учеников 2-3 класса, которая не справлялась с программой. Её пришлось перевести в средний хор. Поначалу было много недовольных, особенно среди  родителей, но потом «обиженные» поняли, что такое перемещение было детям во благо – им стало легче учиться.

          Педагогический состав стабильный:

Художественный руководитель Н.Д. Курбатова,

Хормейстеры Л.Г. Тухватуллина и И.И. Землякова.

Концертмейстеры Н.П. Зураева и Л.И. Вагапова.

Завуч Н.А. Пащенко.

          Педагоги:

А.Б. Абдрахманова, 

Н.М. Габдрахманова,

Е.Г. Терентьева,

Г.И. Валл,

Н.И. Рогинская, Т.В. Васильева,

Р.Р. Аносова, С.К. Ротермель,

Н.М. Иванова,Н.М. Ильина,

Г.А. Акшенцева, Л.И. Вагапова,

М.Ю. Воронин, Л.И. Мезина.

      Вопреки всем проблемам, существующим и надвигающимся, концертный хор «Жаворонок» продолжал удивлять своим мастерством и стабильностью. Оглядываясь назад можно смело назвать почти каждое выступление легендарного хора этого сезона историческим событием. Так, в марте 1972 года старший хор в полном составе, а именно 120 детей, поездом отправился в Москву, чтобы выступить на сцене Кремлёвского Дворца съездов в концерте «Творчество юных». Пока готовились к выступлению, жили в вагонах. И в то время, когда хормейстеры Тухватуллина Л.Г. и Землякова И.И. были заняты на прогонах и совещаниях, детьми занимались их добровольные помощницы – мамы и бабушки. Одной из самых активных среди них всегда была Мария Филипповна Филиппова, бабушка Ольги Вороновой. Она сама работала в школе № 14 с детьми начальных классов, и всегда помогала Надежде Дмитриевне на концертах и в поездках  справляться с неугомонными Жаворонками. Проживание в вагонах никого не смущало, наоборот, казалось необычным и интересным. Кормили хорошо, в одной из лучших столовых Москвы, прямо возле Дворца съездов. А по городу юных певцов с комфортом возили на автобусах. Настроение у всех было хорошее, поэтому выступили удачно. Пели:

                   1. К. Рахимов – На берегу Дёмы.

                   2.Х. Ахметов – Ночной Урал.

                   3. Ш. Ибрагимов. Дождик.

А в завершение концерта в сводном хоре  с другими  студиями Жаворонки исполнили ещё три произведения, которые всегда были особенно ими любимы: 

                   1. А. Пахмутова – Пятнадцать костров.

                   2.                         – Орлята учатся летать.

                   3. В. Попов – Ты, Россия.

       В этом же году с большой программой «Жаворонок» выступил на Башкирском радио и телевидении. Запись получилась удачной, её и сейчас, по прошествии многих лет, можно найти в интернете, и она по-прежнему поражает совершенством исполнения. 

              Вот программа этого выступления:

1. А. Пахмутова – Песня о родной земле.

2. Ш. Ибрагимов – Дождик.

3. Грузинская народная песня – Мчит Арагви вдаль.

4. Украинская народная песня – Щедрик.

5. Русская народная песня – Повянь, повянь, бурь погодушка.

6. Х. Ахметов – Ночной Урал.

7. В. Калинников – Жаворонок.

8.  А. Перголези – Стабат Матер.

9. В. Моцарт — Репетиция концерта.

10. Е. Панфилов – Башкирский комбат.

11. А. Пахмутова — Пятнадцать костров.

            Дирижировала Тухватуллина Лилия Галимовна.

         30 сентября, отметив начало учебного года выступлением перед учителями города, команда «Жаворонка» во главе со своими хормейстерами  стала готовиться к предстоящему пленуму башкирских композиторов. 

        А вот и долгожданная новость – 29 октября 1972 года  пришло  сообщение, что «Жаворонку» присвоено звание «Лауреата премии им Г. Саляма».  И вскоре, в торжественной обстановке, ему был вручён Диплом Лауреата, значок и премия в размере 500 рублей.

       В марте 1973 года «Жаворонок» снова, как всегда, отличился: на Республиканском  конкурсе «Поют и играют внуки Ильича» хор получил высокую оценку и Диплом 1-ой степени!

       Выпуск этого года был звёздным! 14 студийцев успешно сдали выпускные экзамены и получили свидетельства об окончании студии:

1.Пресняков Сергей,

2. Масленников Женя,

3. Зинкин Алексей,

4. Комарова Оля,

5. Ильметова Женя,

6. Япрынцева Наташа,

7. Юшина Марина,

8. Солдатова Наташа,

9. Скобёлкина Ольга,

10. Садыкова Галя,

11. Заманова Фая,

12. Магданова Рита.

13. Черномырдина Оля,

14. Васильева Таня.

        Но были среди них и выпускники музыкальной школы этого же года, которые все эти годы пели в хоре «Жаворонок». Они тоже получили свидетельства об окончании студии «Жаворонок». И это были: Будковская Лида, Мельникова Надя, Барова Надя, Воронова Ольга, Авхадеева Алла, Демичева Лена, Камалова Аделина, Гармаш Галина. Почти все они  стали впоследствии высокопрофессиональными музыкантами, подтвердив тем самым жизнеспособность той системы отбора талантливых детей, которую опытным путём выработала Надежда Дмитриевна. Но они были уже последними Жаворонками, которым было позволено сидеть на двух стульях:  в 1972-73-ем годах власть в музыкальной школе сменилась и новый директор Беляева Евгения Вадимовна запретила своим ученикам одновременное обучение в студии и музыкальной школе.

         Не следует забывать, что с 1966 года Надежда Дмитриевна  находилась на посту заведующей Отделом культуры города, и этот огромный воз она тянула одновременно с «Жаворонком» целых семь лет. Но и это не всё: в 1969 году руководство Башкирского хорового общества поручило Надежде Дмитриевне организовать в городе детскую хоровую студию. И ей, как Председателю городского хорового общества, пришлось взять на себя все хлопоты по её созданию. И это тоже занимало очень много времени. Нагрузка была «запредельная», и необходимо было сделать выбор между двумя студиями. Поэтому в сентябре 1974 года она оставляет   «Жаворонка» в надёжных руках своих коллег и берёт на себя руководство новой студией, получившей имя «Звонкие голоса».

        Но прошло 8 лет, и студия «Жаворонок», как с горечью пишет Надежда Дмитриевна в своём дневнике, «пришла в упадок». Как заведующая Отделом культуры, Председатель Стерлитамакского хорового общества и, наконец, создатель этой знаменитой студии, несмотря на всю свою огромную занятость в Исполкоме Горсовета и в «Звонких голосах», она бросается на спасение «Жаворонка», хотя и понимает, что для этого нужно «начинать всё с начала».

        Всё, что осталось от студии на тот момент, это 30 человек в старшем хоре и 40 – в младшем, в музыкальных классах при школе № 84. Весной набора не было, и своих преподавателей в студии тоже не было. В основном работали совместители. Чтобы спасти ситуацию Надежда Дмитриевна предложила открыть хоровые классы в школах № 6 и № 12, находящихся возле Дома культуры. Хормейстерами в них согласились быть Гришаева Светлана Александровна и Янгалова Ольга Григорьевна. Все вместе провели новый набор в «Жаворонок». Определился и преподавательский состав.

           Хормейстеры:

1. Курбатова Н.Д.

2. Богословская В.И.

3. Хивинцева Л.Ф.

4. Янгалова О.Г.

5. Гришаева С.А.

          Концертмейстеры:

1. Беляев В.С.

2. Серая Н.

          Преподаватели ф-но:

1. Рахмангулова Ф.Ф.

2. Семёнова И.М.

3. Подрядова Е.И.

4. Ерастова Е.А.

5. Калик Т.А.

          Преподаватели баяна:

1. Ахметшина Э.

2. Егоров Е.А.

          В результате этих мер с начала учебного года в студии стал заниматься 221 ребёнок: 129 – с обучением на инструменте, 40 – без инструмента и 52 –  «подготовишки» из детского садика.

         На первом этапе работы главным для Надежды Дмитриевны было наладить трудовую и учебную дисциплину. Чтобы не упустить что-то важное, она ведёт дневник. Так, 23 февраля 1983 года, подводя итоги первого полугодия, она записывает в нём: «Ежедневно проводятся оперативки, семинарские занятия, политинформации. Коллектив стал работоспособным, сплочённым. Учащиеся постепенно привыкают к выполнению внутреннего распорядка: на занятия приходят в школьной форме, на уроки не опаздывают, занятия не пропускают. Но к урокам по сей день готовятся не систематически. К этому сразу привыкнуть трудно».

         Концертная составляющая для Надежды Дмитриевны всегда была очень важной частью учебного процесса. Чтобы укрепить «мужскую» часть хора, она вовлекла мальчиков в подготовку к тематическому концерту в честь праздника 23 февраля, и объединив их с ребятами из «Звонких голосов», предложила их общий  номер на городской праздничный концерт. В общем, жизнь в студии как-то стала налаживаться. И всё же к концу учебного года маэстро с грустью констатирует, что по тем усилиям, которые приложил весь педагогический коллектив, она надеялась на большие результаты. А всё потому, что «руководство ДК совершенно не интересуется работой студии», «зав. детским отделом Разуваева В.И. далека от нашей работы» и «очень тяжело с материальной базой».

         Следующие четыре года, сильно загруженная работой в Исполкоме и в «Звонких голосах», Надежда Дмитриевна не могла уже уделять «Жаворонку» большого внимания и оставила его на молодых хормейстеров: Герасимову Л.Ф., Подрядову Е.И. и Хусаинову Т. Но не смотря на все их усилия и старания, вследствие полного игнорирования нужд студии со стороны руководства ДК, учащиеся продолжали отсеиваться, и к началу 1988-1989 учебного года в концертном хоре осталось всего 42 человека.

         В 1985 году Надежда Дмитриевна уже не могла по состоянию здоровья справляться с прежним объёмом работы, поэтому она рассталась с должностью Заведующей Отдела культуры и стала художественным руководителем и главным дирижёром студии «Звонкие Голоса». А в 1987 году, по независящим от неё обстоятельствам, она вынуждена была покинуть и студию.

          Поскольку сидеть сложа руки Надежда Дмитриевна никогда не умела, в этом же году она вернулась в свой родной Дом культуры «Сода», который к этому времени приобрёл статус Дворца. Её брат, Соболев Николай Дмитриевич, Председатель городского Совета ветеранов, предложил ей по примеру других городов создать здесь Городской хор ветеранов войны и труда.

         Но и «Жаворонок» никуда не делся. В 1988 году Людмила Фёдоровна Герасимова ушла в декретный отпуск, а между тем в марте надвигался Республиканский конкурс детских хоровых коллективов. И вот с 13 марта 1988 года пошёл отсчёт времени с начала последней попытки Надежды Дмитриевны спасти свой «Жаворонок». «Я начала работу с хором, – пишет она в своём дневнике, – и подготовку к Республиканскому конкурсу. В хоре 42 человека. Посещаемость слабая, многие часто болеют. Программа ещё не готова.»

             А программа была такая:

1. Ю. Чичков. – Зачарованный остров Кижи.

2. А. Жилинский. – Край родной и любимый.

3. И. Дунаевский. – Скворцы прилетели.

4. А. Гречанинов. – Колыбельная. Ай, ду-ду.

5. А. Лотти. – Вере лангорес нострос.

6. П. Чайковский – Неаполитанская.

7. Н. Римский-Корсаков. – Котик.

8. Русская народная песня. – Вейся, вейся, капустка,

9. Ян Френкель. – Журавли.

10. Н. Сабитов. – Туман.

11. Ю. Чичков. – Нам мир завещано беречь.

         24 марта, после напряжённой, почти ежедневной работы, эту программу концертный хор уже пел на «Неделе музыки для детей и юношества».

        Сами дети были в восторге от своего исполнения. Но когда Надежда Дмитриевна, с помощью своих певцов, очень тонко провела анализ исполнения, все поняли, как далеко ещё всё до идеала. В итоге все  вместе решили, что прежде всего необходимо как следует выучить партии.

         Подготовка к конкурсу проходила на занятиях и в концертах, причём  не только своих. Так, 27 марта во Дворце культуры завода СК, состоялась встреча детских хоров с Республиканской хоровой капеллой. Настоящий, «взрослый» хор поразил воображение детей и, без преувеличения, вдохновил Жаворонков на серьёзную подготовку к конкурсу. 

         А уже 17 апреля удалось и примериться к нему. 30-летие ДК «Сода» отмечали очень скромно. Так концерт, посвящённый этому событию, проходил в воскресенье, перед началом киносеанса. Дирижировала Подрядова Е.И., аккомпанировала Фёдорова А.А.

Тем не менее у «Жаворонка» был повод спеть половину своей конкурсной программы.

        И вот этот долгожданный день настал. 24 апреля 1988 года в концертном зале ДМШ №1 был открыт Республиканский конкурс детских хоров ДМШ и студий. В своём выступлении  юные певцы под руководством Надежды Дмитриевны  постарались на славу. Однако, поскольку в концертном хоре «Жаворонок» пели всего 39 человек,  по мнению Надежды Дмитриевны, «им не хватило сил для качественного исполнения всей программы». И всё же у жюри их выступление получило высокую оценку.  Дирижировала Надежда Дмитриевна сама, партию рояля исполняла Фёдорова А.А. Когда хор ещё находился на сцене под аплодисменты публики, к исполнителям подошёл директор ДМШ № 2  Чипенко Геннадий Дмитриевич и прочувствованно сказал: «Наконец-то я снова услышал звук того самого «Жаворонка». 

            И как итог всему – приятное событие:  7 мая все едут в Уфу для  участия в заключительном концерте лауреатов Республиканского конкурса. В концертном зале Уфимского училища искусств Жаворонкам вручили Диплом лауреата 1 степени и переходящий приз Башсовпрофа. До 30 мая было дано ещё четыре концерта, а в июне ребята заслуженно отбыли на отдых в пионерский лагерь «Спутник». Их сопровождали педагоги Подрядова Е. И., Косенко Н.Н. и Лаптева С.А. 

           В сентябре 1988 года с хорошим настроением все Жаворонки приступили к началу учебного года. В 84 школе было набрано 5 первых классов. Введён новый предмет – бальные танцы. Сложился стабильный педагогический коллектив и полноценный ученический контингент. Впервые была выделена единица методиста. Казалось, что можно уверенно смотреть в будущее. Но неотвратимо надвигались 90-е годы, финансирование прославленной студии прекратилось совсем, и, не смотря на новые успехи последних лет, студия «Жаворонок» чьим-то высочайшим приказом была закрыта. Детей удалось распределить по музыкальным школам.


Оцените статью